Astashonok
Главные ошибки фанфиков, которые не следует допускать (позаимствовано)
Вот статейка с форума «Миката».
Значит так, начнем с самого простого. Зачем мы пишем фики? Достаточно простой вопрос, но стоит задуматься. Ответ напрашивается сам собой: вам очень понравился оригинальное аниме, и вы, не дожидаясь пока Кишимото-сан сам что-то накропает, решаете написать рассказ о любимых героях. Что ж, похвально. Берете клавиатуру, вордовскую бумагу – и вперед. Пишите, но что-то не так. «Злые критики» набросились на вас ни с того ни с сего, да как они могут! Ошибки, ошибки… Да при чем тут ошибки! Вы ведь накропали 10 страниц, а они ошибки… И тут, ваш цепкий фанфикерский глаз зацепляется за слова «орфография и пунктуация». У вас мурашки по коже – какие страшные слова! О нет, дорогие мои, это вы зря… Просто, надо подойти с умом к этому препятствию на пути к хорошему фику:
1) Старый добрый друг Word окажет вам неоценимую помощь процентов на 80.
2) А так же, всеми нами любимые и глубоко уважаемые беты. Это люди, которые оказывают неоценимую помощь в фикрайтерстве.
Но все же, будьте снисходительны. Бета тоже человек, сначала доверяйте свой текст Word. Но, эта программа тоже много чего может пропустить. Поэтому перечитывайте по сто раз! Я чем чаще перечитываю текст, тем больше ошибок и ляпов нахожу. Я очень уважаю свою бету и жалею ее нервную систему, стараюсь сама найти как можно больше ошибок. Как говорится, семь раз прочти и один раз повесь.
Так же хочу обратить ваше внимание на еще одну очень важную вещь: логические ошибки. Часто встречаются такие словосочетания типа: «разделил на три половинки» или «первая половина была больше второй». Ну, право, Даль с Ожеговым бедные в гробах переворачиваются! Половинки всегда две и они одинаковы…
Ладно, про ошибки мы все рассудили. Теперь перейдем к самому сюжету фика. Вот, например, вы придумали замечательный сюжет. Но, это еще не все. Я сейчас поделюсь с вами тем, как пишу сама. На моем счету не так уж и много фиков, но этот способ меня еще ни разу не подводил. Я ему научилась на уроках украинского языка. Моя учительница научила нас писать развернутые планы к школьным сочинениям. Как я благодарна ей за это!
Сначала я составляю план фика, то есть раскладываю все по полочкам. Надо внимательно обдумать каждый пункт. Это должно походить на развернутый план. Смотрите, у вас есть идея, и развернутый план, не замечательно ли? Спрашиваете, зачем я вам парю мозги всем этим? Просто тогда у вас выйдет плавный сюжет, без рывков, логичный. Поверьте, простой читатель и «злой критик» это оценят. Ах да, есть еще один, очень важный момент. Давайте обойдемся без излишеств и пафоса, хорошо? Это я тонко намекаю на злобное существо Мери-Сью… =_=
Хорошо, план есть… Но сюжет – это еще не все. Есть такая вещь, без которой не обходится ни один фик. Как вы думаете, это кто такие? Правильно, персонажи… Именно канонные персонажи, а не подобие на них, приснившееся вам в полночь на Хэллоуин. Что бы избежать жуткого ООСа (совсем ООСа никогда не избежать), надо составить схему взаимоотношений персонажей. Например, главная героиня в вашем фике – это Сакура (и почему это никого не удивляет?). Она естественно не одна, вокруг нее есть куча людей. Вы берете лист бумаги и пишете посередине «Сакура». Потом, отводите от ее имени стрелочку и пишите «Наруто». Над стрелочкой пишите ее к нему отношение. Например: ненавидит его глупые шуточки, постоянно колошматит и прочее. Ну, а под стрелочкой, пишите его отношение к ней. Вторая стрелочка приходится на Саске и т.д. Механизм понятен? Ой, чуть не забыла. Под каждым персонажем лучше писать несколько отличительных черт его характера. Например: Неджи (холоднокровный фаталист, сдержанный…). Теперь у нас есть сюжет и герои. Начинаем писать? Да! Приступаем к самому мучительному и интересному…
Так, а теперь я вновь поделюсь своим горьким опытом… Я как-то начала писать максик. Написала первую главу – выложила. Вторая нашкрябалась аж через два месяца, а третья и вовсе не написана. Знаю – я свинья! Но поверьте, найдется еще целая куча таких же, как и я. А сейчас я начала вновь писать максик, но на этот раз пока я его не допишу – то не выложу ни за какие коврижки! Просто сначала, я не поняла весь объем работы. Я спешу, делаю кучу ошибок и прочая гадость. Я знаю, что меня все равно никто не послушает. Просто поверьте моему опыту, лучше писать не спеша, когда есть вдохновение.
А знаете, какой в этом еще плюс? Вот вы написали главу. Перечитайте ее еще миллион раз, и еще на следующий день. Вы найдете целую кучу котов в мешках! Просто поверьте мне, сама пошла через это. И еще, знаете, что самое важное? Первая глава! Она должна быть идеальной, лучше остальных. Завалите ее – у вас не будет читателей!
Так, теперь про динамику фика. Запомните – диалоги это лишь скелет рассказа. Нужны еще руки, ноги, голова, сердце и прочие жизненно необходимые органы. Этими органами окажутся описания, динамика развития сюжета, эмоции, а так же тот факт, что читатель не дурак. Про каждый пункт расскажу отдельно.
Описания. О-о-о, порой это самое мучительное. Лично я с трудом выдавливаю из себя это. Точнее выдавливала, сейчас как-то привыкла, рука набилась, что ли. Для начала, просто возьмите кого-то из классиков и почитайте его/ее описания. Возьмите кое-что и для себя (но не увлекайтесь, а то научу еще плагиатсву). Так же знайте, что ограничений здесь быть не может. Вокруг персонажей огромнейший мир. Упоминайте о важном, таком как: погода, время года, вид из окна. Но не забывайте и о мелочах: запах, обстановка комнаты, цвет ее кофты, прохожие. А так же помните, что очень важно и персонажа описать, в конце концов. Но не надо описывать штампами! Например, сколько фиков не читаю, всегда настроение Сакуры передается через глаза. Я не спорю, глаза – это штука важная, зеркало души и прочая белиберда. Но ведь не только по очам можно определить настрой человека. Например, она ждет атаки. Вы сразу набрасываетесь на глаза. В ее глазах плясали огни азарта и прочее… А если попробовать описать позу? Сжатые кулаки, например, то, что она наряжена. Сразу видно ее готовность к бою, тот же азарт.
Так, предположим, что вы хотите сами написать описание, без помощи классиков. Похвально! Запомните: описывая природу, не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения! Поврете, вордовская бумага выдержит все! Дарите жизнь неодушевленным предметам!
Например, вы хотите написать, что Сакура находится на поле. Но написать, что Сакура была на поле – мало. Нужно бы и описать это поле, в конце концов. Что растет на поле? Конечно же, трава, зеленая и молоденькая. Как-то неестественно получается… Пусть ветерок подует, что ли. Сразу возникает вопрос: какой ветерок? Он может быть как легким, так и сильным, тут все ограничивается вашей фантазией. Так вот, подул сильный ветер, из-за которого тихо зашелестела трава. Правда уже лучше? И тут используйте метафоры. К примеру: подул сильный ветер, из-за которого трава тихо зашелестела, словно возмущаясь появлению незваного гостя. Правда, читается легко и интересно?
Так же стоит украшать и обычные предложения, которые не относятся к природе. Возьмем банальное: Темари подошла к окну, из которого дул сильный ветер. Поехали...
(Какая?) Сонная Темари (как?) не спеша подошла к (какому?) настежь распахнутому окну, из которого дул (какой?) пронизывающий ветер. Немного лучше вышло, так ведь? Просто напишите набросок предложения и ставьте к каждому слову вопрос. Сразу станет ярче!
Но тут есть один нюанс. Не увлекайтесь! Не нужны предложения длиной в милю. Пока читатель дойдет до конца, то уже и забудет, чего там вначале-то было…
Эмоции. Как я и сказала, диалоги – лишь скелет. Ну, право, не стоят же персонажи столбами во время беседы! Приведу парочку примеров: сказал, улыбнулся, объяснил, спросил, соврал, прервал, сообщил, растерялся, кивнул, поведал, проворчал, сыпал вопросами и прочее. Пусть эмоции плещут, но и не переборщите, что бы читатель не потерял сам смысл диалога.
Динамика. Здесь уж только ваше дело. События не должны стоять на месте. Интриги, предательство, грань между жизнью и смертью. Все это прибавляет перца к фику. Но опять же, не переборщите!
Читатель не дурак. Достаточно важно раскрыть характер персонажа. Но не надо злоупотреблять банальными: злой, молчаливый, гордый, милый, добрый, веселый и прочее.
Поймите, читатель не дурак! Я знаю, что словами я вам мало что докажу, так что покажу на деле.
Что лучше? Это?
Саске был секс-символом Конохи. Еще бы: красивый, умный, но уж слишком неразговорчивый. Вечно ходит мрачный и угрюмый, когда говоришь с ним – отвечает односложными предложениями….
Или это?
- Эй, привет, Саске-кун, - Сакура присела рядом с парнем. Саске промолчал, ибо отвечать не посчитал нужным.
- Я вижу, тебя уже выписали? – девушка широко улыбнулась.
- Да, - отрезал Учиха и отвернулся от Харуно.
«Черт, какой же он красивый, - думала Сакура, - интересно, что у него в душе? Жаль, он молчит…».
Ну что, видна разница? Правда, интересней было читать второй вариант? Вы сами додумываете характеристику героя, нет штампов. Ведь мы не дураки, все и сами понимаем=) Вы точно поняли разницу? Что бы показать угрюмость и неразговорчивость персонажа, дайте ему в «напарники» в диалоги кого-то вроде Наруто, покажите контраст. Что бы показать доброту персонажа, пусть он встретит котенка с поломанной лапой. Ясно?
Так, а теперь перейдем к нашим дорогим и обожаемым «злым критикам». Знаете, эти люди дают очень дельные советы. Конечно, если человек все-таки критик. Просто левый, случайно забредший в вашу темку, потерпевший фиаско в собственном фике, напишет: «Фанфик – ничто, что за бред?». А критик вам напишет: «Ваш фанфик нечитабельный, потому что: Сакура – Мери-Сью, Саске – тряпка, а Наруто выглядит полным придурком». Настоящий критик укажет на ошибки, посоветует, как их исправить и никогда не забудет похвалить в конце, как минимум, за храбрость. Запомните (или запишите) то, что вам сказали. Используйте это во благо следующего фика. Но запомните, во благо следующего рассказа! Да, все недочеты типа запятых и всяких «кАров» вы просто обязаны будете исправить уже в следующей главе. Но, никогда не меняйте сюжет! Как бы вас не просили (или материли) никогда не изменяйте ничего в угоду читателю! Никогда! Им смех и развлечение, а у вас может появиться дыра в сюжете из-за резких замен в уже продуманном плане. За это же вас потом и закидают тапками те же критики!
Так же в написании фиков очень важно вдохновение. Для написания стоящего рассказа вам необходимо такое существо как Муза. Лично я заманила ее на вордовскую бумагу после очень сильного душевного потрясения (никому не советую через это походить, так что обойдитесь шоколадом ^__^. Шоколад стимулирует работу мо… тьху, то есть Музы).
Знаете, вдохновение штука о-очень неустойчивая! Оно может накатить и на контрольной по алгебре, и в самый час пик, когда метро превращается в банку для селедки... Представим ситуацию: вы едете в метро. И вдруг какой-то дяденька в не совсем трезвом состоянии отпустил какую-то шутку. О, вот это удача! А вы как раз собрались писать стебный фик. Я в таких случаях беру мобильный и записую это все в смс, а по приходе домой переношу в тетрадь. Замечательно, у вас готов сюжет к новому фику, поздравляю!








Тэкс, ещё заметочка...
Какими бы ни были советы, писательского опыта не заменит ничто! И, конечно, нужно знать, что самые первые ваши фанфики никто с большим удовольствием читать не будет, потому что там много ошибок именно из-за отсутствия опыта. Нужно вырабатывать свой писательский стиль, это важно. Внимательный читатель может иногда определить автора фанфика просто по стилю написания.
Когда пишете, нужно обязательно ставить себе какую-то цель. Зачем вы это пишите? Ответ "просто хочется" без всяких дополнений подходит только для тех, кто писать начал совсем недавно. Вы должны писать потому что вам, например, хочется попробовать отойти от привычного стиля написания, вы хотите посмотреть, насколько удачно вам удастся раскрыть данную идею, возможно, вы хотите поэкспериментировать с употреблением различных стилистических приёмов и т.п. Но! Если вы пишете свой первый фанфик, то забудьте об экспериментах со стилем! Ваше цель в этом случае - просто написать его аккуратно и качественно.
Избегайте чересчур длинных предложений, со множеством оборотов, вводных слов, и т.п., поэтому что они слишком сложно воспринимаются при прочтении. Читатель должен задавать себе вопросы вроде: "Интересно, а что же будет с персонажем в следующей части фанфика?", но никак не "Чего?! o__O"
Хотелось бы отдельно сказать насчёт фанфиков, которые разбиты по главам. Запомните: 2-3 странички текста - это не глава, это огрызок какой-то! (имеется в виду текст, набранный в Word стандартным шрифтом). Лучше выкладывайте главы не так часто, но зато пусть они будут нормального размера (от 5-ти страниц хотя бы). [Но если у вас фанф, например, страниц на 10, то его вполне уместно разделить на 3-5 главок – это порой даже лучше, чем просто кусок безликого текста. – прим. Aori]
Простое правило: чем меньше в фанфике ООС, тем качественнее он. [Хотя, как было сказано выше, ООСа совcем избежать не удастся, остаётся лишь свести его количество к минимуму. – прим. Aori] В идеале герой вообще не должен выбиваться из характера, который описан в каноне. Ведь читатель хочет получить от фанфика что-то, чего ему не хватает в каноне, а значит, персонаж должен вести себя в вашем фанфике как можно естественней. Но здесь нужно сделать особую оговорку про яой или юри, которые сами по себе, как правило, являются лёгким ООС, а значит, правила тут чуть мягче.
В привлечении внимания к фанфику вам поможет хорошее, броское название. Но осторожно, здесь главное не переусердствовать! И, конечно, в шапке фанфика нужно написать его содержание так, чтобы заинтриговать читателя. Чем интереснее название и краткое содержание - тем больше шансов, что именно ваш фанфик прочитают. Хотя, конечно, это не относится к авторам, чьё имя само по себе реклама к фанфику. ^__^
И, самое главное: дорогие авторы, не стесняйтесь обращаться к бетам. Даже если вы отлично владеете нормами современного русского литературного языка, лишняя проверка никогда не помешает.







Реакция на критику.
Конечно, написав фанфик, вы хотите, чтобы его оценили читатели. Не всегда отзывы бывают положительными, но тут расстраиваться не стоит. На самом деле есть совершенно пустые отзывы и вполне нормальные. К пустым относятся отзывы вроде: "Круто! Проду!", "Кошмар, фанфик ужасен". Подобные отзывы даже заставляют усомниться в том, читал ли вообще человек ваше произведение. Если читателю действительно понравился фанфик, он обязательно скажет вам что-то большее, чем два слова. По этой причине развернутые отзывы негативного характера не должны вас расстраивать. Конечно, это несколько неприятно, но всё же вы, прочитав такой отзыв, должны обратить внимание на те ошибки и недочёты, о которых там говорится и постараться не допустить их в следующих своих работах.
И последнее: если у вас есть знакомые, которые пишут хорошие фанфики, т.е. опытные авторы, не стесняйтесь спрашивать у них совета.